28.08.2011 г.
Кострома - l'amour locale
В Кострому мы попали во время празднования дней области, которые местные жители почему-то называли днями города. Отмечались они широко, гуляниями и фестивалями фейерверков. На второй день после приезда довелось услышать следующий диалог идущих навстречу друг другу людей:
— Что там в центре?
— Ничего хорошего.
— Ну и хорошо.
Приехали мы в пять утра, и сразу отправились гулять по городу, меня удивило обилие ворон на улицах и в парках.
Первым нас встретил Храм Воскресения на Дебре, с него мы начали своё двухдневное путешествие, там же завершили его. Яркий и лубочный, внешне он напоминает боярский терем, внутри таинственен и строг. В последний день с нами мило побеседовал седой прихожанин и разрешил сфотографировать деревянный престол XVI века. Когда он выяснил, что мы из Москвы, то поспешил завершить разговор.
После залезли внутрь разрушенной Церкви Вознесения на Дебре, чтобы сфотографировать единственную, сохранившуюся там стенную фреску.
В восемь утра сели на электричку и уехали в заброшенный городок Нерехта, карты которого не существует в природе. Там нет туалетов на вокзале, зато есть два музея-храма, где кроме обилия икон и фресок можно увидеть интеллигентные лица музейных работников. Городом управляют сразу два губернатора, городской и районный. Есть ещё хлебо и мясокомбинат, выпускающие вкусные и недорогие продукты. Больше в Нерехте ничего нет.
В двух километрах от города Троице-Сыпанов-Нерехтский женский монастырь основанный учеником Сергия Радонежского — Пахомием, к мощам которого ежегодно 15 мая собирается множество паломников. По поверью, если три раза подряд на коленях подняться по лесенке на монастырский холм, можно излечиться от множества болезней. И обычные дни там можно увидеть чудаков, карабкающихся по лестнице на коленях.
Внешне неприметная, Успенская церковь села Тетеринское, в пяти километрах от Нерехты, поразила насыщенным внутренним убранством и душевным теплом монахинь-прислужниц. Храм всегда был действующим, даже в советское время.
Мы вернулись в Косторому в переполненном ПАЗике, который долго ждали. Он ехал больше часа по плохим дорогам, встряхивая и утрамбовывая пассажиров.
На фейерверки не пошли, устали очень.
Если в 1894 году в Костроме было 36 церквей, в 2011-м их около 20-ти. На второй день мы обошли почти все, особо запомнились некоторые из них.
Так, у стен храма Спаса на Запрудне старинное полуразрушенное кладбище, романтичностью напомнило XIX век.
Ипатьевский монастырь приятно удивил своими музеями и внутренней росписью Троицкого соборного храма.
Своды Церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе удалось сфотографировать с позволения местного священника. Тёмно-синий фон росписей на стенах старинных храмов встречается гораздо реже, чем голубой.
И последняя достопримечательность — дом крестьянина-лесопромышленника Липатова в музее деревянного зодчества напомнил о том, что раньше домашняя скотина имела громадное значение для человека. Ровно половина дома приспособлена под просторные конюшни, овчарни и коровники. Подумалось, что предки наши животных больше ценили и весьма тщательно за ними ухаживали.
В Википедии про Кострому написано:
«Инфраструктура гостеприимства, в целом, развита недостаточно. Большинство туристов посещает город в рамках дневной экскурсии».
Несмотря на нелепость первого предложения, оно отражает суть происходящего. Купив билеты, мы обнаружили, что гостиницы дороги, а частные квартиры перед «Днём города» разобраны. В результате сняли комнату. Нам повезло с хозяйкой, одинокой женщиной, бывшей зав. воспитательной части техникума. Инфраструктура гостеприимства местных жителей оказалась на высоте, хозяйка всячески заботилась о нашем комфорте.
Основной транспорт — маршрутки, не останавливаются по требованию, на остановках нет расписаний. Зато цена за проезд радует — 10 рублей, хотя в некоторые районы города не доехать, уж больно редко ходят. Для поездки в ближайшие села лучше заказывать такси с ожиданием, комфортно и недорого. Цены на шмотки московские, местная колбаса, сосиски и сыры хороши и дёшевы.
Добраться до города можно на поезде, который ходит один раз в день, ночью и с которого сняли название «фирменный», а цены на билеты так и не понизили. Беседуя с попутчицей, я пошутила: «Кострома это вселенский железнодорожный тупик», но местные жители знают — проще доехать скоростным ярославским, а там «до дома рукой подать».
Цитата из Википедии:
«Из-за различных систем электрификации (3 кВ, постоянный ток в Ярославле и Костроме и 25 кВ, переменный ток, в Галиче) и нерентабельности сооружения дополнительной станции стыкования, движение транзитных поездов через Кострому ограничено. Большинство поездов следуют в объезд областного центра через Данилов и Буй».