Пульс Ивантеевки. – 2020. – № 52 (3551), 5 сен. – С. 17
Грузовики хранились в гараже
или автопарк дореволюционной Ивантеевки
Знаете ли вы, что в Ивантеевке ещё до революции 1917 года ездили «мерседесы» и работали локомобили?
В автомобильном гараже на суконной фабрике товарищества Владимира Лыжина в 1918–1919 годах при описи имущества числились грузовой автомобиль в 60 сил «Мерседес-Даймлер», легковой автомобиль в 19 сил французского завода «Бразье», моторная лодка «Архимед» в пять сил и велосипед «Люкс № 1» фирмы «И. Г. Жемличка и К°».[1] На лесопилке, в лесной даче товарищества, было каменное машинное отделение, где находился локомобиль стационарного типа завода братьев Бромлей. Напомним только, что локомобиль — это паровая машина или трактор с паровым двигателем. Локомобиль мог использоваться и как привод для приведения в действие механических устройств на лесопилке.
В гараже красильной фабрики товарищества Ю. Ф. Ватреме (её директором был Э. Ф. Шатен) в 1919 году грузовой автомобиль французской компании «Делаге» перевозил «от ст. Пушкино топливо и другого рода грузы на фабрику».[2] Скорее всего, был и другой, не менее интересный автотранспорт, однако подробные описи имущества сохранились только у Лыжина, фабрике Ватреме повезло гораздо меньше. Видимо, потому, что красильная фабрика, после простоя в 1922–1926 годах, в 1927-м была практически полностью переоборудована.
Елена Алексеева
«Из истории транспорта» — так назывался цикл статей ивантеевского старожила, литератора и краеведа Н. Г. Федосова (1918–2001 гг.), публиковавшийся в нашей газете в конце прошлого века. В первой из статей цикла — под заголовком «Пешком, на лошади, в авто» — Николай Григорьевич рассказал, в том числе, и о транспорте, которым пользовались в Ивантеевке до 1917 года. Естественно, опирался в своём рассказе краевед не на документы, а на воспоминания своих старших современников, живших при «старом режиме», которого сам он не застал.
Понятно, что основным транспортом для перевозки грузов в дореволюционной Ивантеевке был гужевой. В связи с чем, отметил Н. Г. Федосов, на двух фабриках — Лыжина и Шатена — насчитывалось не менее 30 тяжелоупряжных лошадей, перевозивших грузы, и несколько рысистых — для перевозки главным образом служащих фабрики и больных. (Напомним, что после 1917-го, во времена СССР, на базе шатеновской фабрики была создана трикотажная фабрика им. Ф. Э. Дзержинского, № 12, которая уже в постсоветское время называлась ЗАО «Ивантеевский трикотаж». А лыжинское предприятие превратилось в тонкосуконную фабрику им. А. М. Рудой, № 4, ставшую в начале 1990-х ОАО «Ивантеевская тонкосуконная фабрика».)
«Что же касается автомобилей, — писал Николай Григорьевич, — то их было всего три — два у Шатена и один у Лыжина. Если у Шатена грузовики хранились в гараже на территории фабрики, то у Лыжина — в гараже в фабричном жилом дворе. Так уж случилось, наша семья прожила свыше двадцати лет в доме 16 по Детскому проезду, переделанном из этого гаража»[3]. Кстати, дом № 16 — жилой, двухэтажный — по сей день стоит на Детском проезде.
Ещё один любопытный факт. Первым красным директором национализированной после Октябрьской революции 1917 года лыжинской фабрики стал И. Д. Кашенцев (1890–1966 гг.). Он возглавлял её с 1919-го по 1926 год. Наш земляк, рабочий этого предприятия, участник революционных событий 1917-го, большевик, он тоже имел отношение к автотранспорту старой Ивантеевки. Иван Давыдович «после окончания курсов шофёров с 1914 года работал на фабрике Лыжина»[4] Вполне вероятно, таким образом, что И. Д. Кашенцев ездил на упомянутых выше грузовике «Мерседес-Даймлер» или легковом автомобиле «Бразье».
Михаил Рощин