Алексеева Е. Г.

Заметки журналиста
Алексеева Е. Г.
Ивантеевка сегодня. http://ivanteevka.today – 05.06.2019.

Юбилейная выставка художника Петушкова

Летом 2019 года в выставочном зале библиотеки Ивантеевки было представлено более 40 живописных картин в экспозиции, приуроченной к 80-летию живописца и графика, заслуженного деятеля искусств, ивантеевского художника Анатолия Сергеевича Петушкова. Выставка под названием «От Ивантеевки до Рима» была подобрана с учётом впечатлений живописца-путешественника и стала своеобразным подведением итогов творчества. «Соль земли ивантеевской», таким рефреном сопровождалась церемония открытия, на которую съехались друзья художника со всего света.

101-512x340
А. А. Колотилов и А. С. Петушков

По смыслу и содержанию речей гостей можно было проследить вехи творческого пути, но увидеть картины Анатолия Сергеевича лучше собственными глазами, выставка получилась необыкновенная, по-настоящему волшебная и вызывала восторг у всех зрителей, в том числе у самых авторитетных профессионалов.

Так, архитектор и коллекционер Алексей Цыганов, говоря о технике живописи Анатолия Сергеевича, определил его склонность к объёмному мазку как некое фееричное и уникальное явление. Цвета на его картинах назвал взрывными и непредсказуемыми, а сочетания красок, соседство цветов – чистыми и «необъяснимыми никакими правилами», исключительно авторскими, «петушковскими».

Гроза над Детским проездом. 2005 г., холст, масло. А. С. Петушков

Гроза над Детским проездом. 2005 г., холст, масло. А. С. Петушков

Снегопад в Ивантеевке. 1949 г., холст, масло. А. С. Петушков

Снегопад в Ивантеевке. 1949 г., холст, масло. А. С. Петушков

Зима 1954 г. Детский проезд. 2012 г., холст, масло. А. С. Петушков

Зима 1954 г. Детский проезд. 2012 г., холст, масло. А. С. Петушков

Подчеркнул архитектор и основные составляющие творчества Анатолия Сергеевича: «он подарил цвет черно-белой реальности великих художников Рембранта и Вазарели[1], придал цвет их известным графическим работам. И главное, от картин Петушкова идёт особая аура, чистая и искренняя».

Ответственный секретарь журнала «Юный художник» Никита Михайлович Иванов отметил многогранность увлечений Анатолия Сергеевича: поэта, педагога, искусствоведа, путешественника, фотографа, интересного рассказчика. Подчеркнул журналист «открытость сердца и молодость идей» живописца, редкое умение в большей степени радоваться успехам коллег, нежели своим собственным.

Дворик моего детства. Холст, масло. А. С. Петушков

Дворик моего детства. Холст, масло. А. С. Петушков

Фабричный проезд в январе. 2008 г., холст, масло. А. С. Петушков

Фабричный проезд в январе. 2008 г., холст, масло. А. С. Петушков

Мир сараев. Фубры. 2002 г., холст, масло. А. С. Петушков

Мир сараев. Фубры. 2002 г., холст, масло. А. С. Петушков

Сергей Викторович Миклашевич, однокурсник, знакомый с ивантеевским художником более 60 лет, сказал, что слышит звучание музыки его картин, и подчеркнул объёмность личности: «Необыкновенный человек, он очень тонко понимает наш мир».

Искренность в картинах Анатолия Сергеевича отметили в стихах ивантеевский поэт Илья Владимирович Грехов и таинственная гостья, добавив от себя ощущения энергичности и упрямости мазка в его картинах, бурления жизни, стремительного движения вверх и вперёд как в живописных, так и в поэтических работах. Пушкинский фотограф Алексей Колотушкин преподнёс Анатолию Сергеевичу фотопортрет «собственного изготовления». Представители отдела культуры и библиотеки Ивантеевки вручили художнику подарок и благодарственное письмо.

100-415x512
А. С. Петушков. Фото А. В. Колотушкина

Анатолий Сергеевич Петушков родился в Белой спальне, потому на выставке первой представлена панорама Детского проезда, он также назвал любимую Евпаторию и близкий духу живописца Рим, поведал о цикле наполненных цветом гравюр Вазарели и карандашных рисунков Рембранта. Рассказал, что стал художником, в том числе благодаря поступку советского милиционера, вернувшего юному Анатолию забытые им в трамвае этюдник и краски.

«Люблю живопись открытую, с открытым мазком. Искусство, оно или лечит или не лечит, идёт от него хорошая энергия или нет. Стараюсь, чтобы хорошая энергия у моих картин была», – сказал в заключении Анатолий Сергеевич и прочитал свой иронический стих под названием «Памятник»:

Нет, памятника себе я не воздвиг!
Загадкой он во сне явился,
Которой до сих пор я не постиг,
Мне странный сон приснился.
Как будто мне воздвигнуть монумент
На склоне в городе решили.
И вот настал торжественный момент,
А статую привезть забыли.
И с просьбой обращаются ко мне:
«Постой, пока открытье происходит!»
На постамент полез я в этом сне,
Вокруг толпа шумливо бродит.
Потом все тихо разошлись,
Забыв на постаменте статую поэта.
А я стоял, окаменев, но жив,
Прохожих равнодушием задетый.
Когда же нестерпимой стала боль в ногах,
Я спрыгнул и ушёл, не оглянувшись...
Какой же бред порой приходит в снах,
Когда ночь тяжела, а воздух душен.


  1. Великий голландский живописец и гравёр золотого века – Рембрант Харменс ван Рейн (1606–1669 гг.). Французский художник, график и скульптор, ведущий представитель направления «оп-арт» (оптического искусства) – Виктор Вазарели (1906–1997 гг.).

v1.1.20210111 by 1375