Ивантеевка сегодня. http://ivanteevka.today – 05.06.2019.
Юбилейная выставка художника Петушкова
Летом 2019 года в выставочном зале библиотеки Ивантеевки было представлено более 40 живописных картин в экспозиции, приуроченной к 80-летию живописца и графика, заслуженного деятеля искусств, ивантеевского художника Анатолия Сергеевича Петушкова. Выставка под названием «От Ивантеевки до Рима» была подобрана с учётом впечатлений живописца-путешественника и стала своеобразным подведением итогов творчества. «Соль земли ивантеевской», таким рефреном сопровождалась церемония открытия, на которую съехались друзья художника со всего света.
По смыслу и содержанию речей гостей можно было проследить вехи творческого пути, но увидеть картины Анатолия Сергеевича лучше собственными глазами, выставка получилась необыкновенная, по-настоящему волшебная и вызывала восторг у всех зрителей, в том числе у самых авторитетных профессионалов.
Так, архитектор и коллекционер Алексей Цыганов, говоря о технике живописи Анатолия Сергеевича, определил его склонность к объёмному мазку как некое фееричное и уникальное явление. Цвета на его картинах назвал взрывными и непредсказуемыми, а сочетания красок, соседство цветов – чистыми и «необъяснимыми никакими правилами», исключительно авторскими, «петушковскими».
Подчеркнул архитектор и основные составляющие творчества Анатолия Сергеевича: «он подарил цвет черно-белой реальности великих художников Рембранта и Вазарели[1], придал цвет их известным графическим работам. И главное, от картин Петушкова идёт особая аура, чистая и искренняя».
Ответственный секретарь журнала «Юный художник» Никита Михайлович Иванов отметил многогранность увлечений Анатолия Сергеевича: поэта, педагога, искусствоведа, путешественника, фотографа, интересного рассказчика. Подчеркнул журналист «открытость сердца и молодость идей» живописца, редкое умение в большей степени радоваться успехам коллег, нежели своим собственным.
Сергей Викторович Миклашевич, однокурсник, знакомый с ивантеевским художником более 60 лет, сказал, что слышит звучание музыки его картин, и подчеркнул объёмность личности: «Необыкновенный человек, он очень тонко понимает наш мир».
Искренность в картинах Анатолия Сергеевича отметили в стихах ивантеевский поэт Илья Владимирович Грехов и таинственная гостья, добавив от себя ощущения энергичности и упрямости мазка в его картинах, бурления жизни, стремительного движения вверх и вперёд как в живописных, так и в поэтических работах. Пушкинский фотограф Алексей Колотушкин преподнёс Анатолию Сергеевичу фотопортрет «собственного изготовления». Представители отдела культуры и библиотеки Ивантеевки вручили художнику подарок и благодарственное письмо.
Анатолий Сергеевич Петушков родился в Белой спальне, потому на выставке первой представлена панорама Детского проезда, он также назвал любимую Евпаторию и близкий духу живописца Рим, поведал о цикле наполненных цветом гравюр Вазарели и карандашных рисунков Рембранта. Рассказал, что стал художником, в том числе благодаря поступку советского милиционера, вернувшего юному Анатолию забытые им в трамвае этюдник и краски.
«Люблю живопись открытую, с открытым мазком. Искусство, оно или лечит или не лечит, идёт от него хорошая энергия или нет. Стараюсь, чтобы хорошая энергия у моих картин была», – сказал в заключении Анатолий Сергеевич и прочитал свой иронический стих под названием «Памятник»:
Нет, памятника себе я не воздвиг!
Загадкой он во сне явился,
Которой до сих пор я не постиг,
Мне странный сон приснился.
Как будто мне воздвигнуть монумент
На склоне в городе решили.
И вот настал торжественный момент,
А статую привезть забыли.
И с просьбой обращаются ко мне:
«Постой, пока открытье происходит!»
На постамент полез я в этом сне,
Вокруг толпа шумливо бродит.
Потом все тихо разошлись,
Забыв на постаменте статую поэта.
А я стоял, окаменев, но жив,
Прохожих равнодушием задетый.
Когда же нестерпимой стала боль в ногах,
Я спрыгнул и ушёл, не оглянувшись...
Какой же бред порой приходит в снах,
Когда ночь тяжела, а воздух душен.
Великий голландский живописец и гравёр золотого века – Рембрант Харменс ван Рейн (1606–1669 гг.). Французский художник, график и скульптор, ведущий представитель направления «оп-арт» (оптического искусства) – Виктор Вазарели (1906–1997 гг.). ↩