Алексеева Е. Г.

Заметки журналиста
Алексеева Е. Г.
Ивантеевка сегодня. http://ivanteevka.today – 18.06.2018.

Как у Ивантеевки муку реквизировали

В годы Первой мировой войны переписка по делам отправки и получения товаров для Ивантеевской фабрики Тонких сукон Товарищества Владимира Лыжина с множеством организаций и управлений, в том числе с Военно-Промышленным Комитетом, велась очень интенсивно. За один только день — 31 декабря 1915 года директорами Товарищества Алексеем Ивановичем Ермаковым и Дмитрием Николаевичем Толоконниковым было подписано около десяти доверенностей и заявлений на получение денег по поставкам, со сроком действия на весь следующий год. Шерсть, очёски, сода поступали на Ивантеевскую фабрику для производства сукна для армии по поставкам Московского Окружного Интендантства. Мука, масло, крупы — для обеспечения продовольствием рабочих. Правлением конторы Лыжина делалась все, чтобы все железнодорожные перевозки, идущие с разных концов Российской империи на фабрику Тонкого сукна в Ивантеевке, доставлялись вовремя. Когда вагон муки для работников фабрики с марта по июль 1915 года задержался на станции Ртищево Рязанско-Уральской железной дороги, переписка дирекции Товарищества Владимира Лыжина с Саратовской губернией сложилась в детективную историю.

1915 год, февраль–март. Предыстория

Вагон ржаной муки для «продовольствия рабочих фабрики, все время изготавливающей заказы на военное ведомство» был закуплен в марте 1915 года у торгового дома «Кочнов и Михайлов» по февральскому разрешению Московского Порайонного Комитета. 12 марта мука был заявлена к погрузке в вагон на станции Ртищево Рязанско-Уральской ж/д (Саратовской губернии), для отправки на станцию Пушкино, Северной ж/д.

С этого дня и в последующие пять месяцев вагон ржаной муки был реквизирован трижды. От Уполномоченного Саратовской губернии по покупке хлеба для армии и начальника станции Ртищево на имя Товарищества письма о реквизиции муки на нужды армии поступали 4 апреля, 6 мая и 8 июня.

Заметим, что директора Товарищества во всех письмах в разные инстанции по освобождению и отправке муки для рабочих настаивают, что задержка вагона муки на ст. Ртищево поставила правление Ивантеевской фабрики в очень затруднительное положение «в деле снабжения продовольствием рабочих». Так как, рассчитывая на своевременное получение вагона, достаточных запасов ржаной муки не было сделано.

Настойчивость в прошениях по отправке груза проявляется в десятках ходатайств и прошений, написанных, продублированных и отправленных в Москву и Саратовскую губернию. Даже отчаявшись вернуть муку, Товарищество подписывает доверенность на возврат средств и соглашение с Русским Банком по внешней торговле с просьбой о контроле переписки и сопровождении документов по грузу.

Апрель. Ходатайства Товарищества и письмо от Римского-Корсакова

Май. Как господин Грим (ус) Ивантеевке помог

Интересно, что в письме к представителю Саратовского Порайонного комитет к г-ну Гриму к его фамилии приписано окончание (ус). То есть помог Ивантеевке не Грим, а Гримус.

Июнь–июль. Последняя ревизия и помощь Банка внешней торговли

Продовольствие, отправленное в Ивантеевку в 1915 году

По документам, сохранившимся в Центральном госархиве за осень-зиму 1915 года известно, что 4 ноября на имя Товарищество были отправлены — один вагон подсолнечного масла и два вагона муки обдирной, 12 декабря получено разрешение от Московского Военнно-Промышленного Комитета для отправки двух вагонов овса и одного вагона муки с разных станций, из Москвы и Нижнего Новгорода.

Товары для производства, 1915 год

Товары для производства постоянному поставщику военного ведомства — Ивантеевской Тонкосуконной фабрике — по железной дороге отправлялись в срочном порядке, то есть вне очереди (по группам А, В, «Глагол» и т. д.). Так, 28 февраля 1915 года Комитета суконной промышленности сообщает об ускорении доставки из Архангельска 80 кип оческов, то есть сырья для переработки в аппаратной системе прядения.

Кроме железнодорожного пути, грузы для Ивантеевской фабрики переправлялись путём водным, о чем свидетельствует циркулярное письмо генерал-майора Дурново, с просьбой о срочном сообщении в Управление Московского района «в каких размерах, направлениях и между какими конечными пунктами должна быть осуществлена перевозка по водным путям для Вашего предприятия с указанием сырья, дров, угля, материалов и готовых изделий».

Механизмы для фабрики, 1915 год

Во время Первой мировой войны не останавливалось обновление механического оборудования Ивантеевской суконной фабрики, так 22 июня 1915 года сюда поступили колки и барабаны для разработки искусственной шерсти, зубчатая проволока и несколько видов цепей. Одним из грузов в Ивантеевку прибыл ящик приспособлений для снятия цикловых буксов, состоящий из 13-ти деталей, в том числе спиральных свёрл, трещоток, поворотного ключа, фрезеров и т. д. Сохранилась накладная на двухцилиндровый двигатель в 160 лошадиных сил, состоящий из 23 деталей.[1]


  1. ЦГАМ. ф. 339. оп. 1. д. 530.

v1.1.20210111 by 1375