Ивантеевка сегодня. http://ivanteevka.today – 18.06.2018.
Как у Ивантеевки муку реквизировали
В годы Первой мировой войны переписка по делам отправки и получения товаров для Ивантеевской фабрики Тонких сукон Товарищества Владимира Лыжина с множеством организаций и управлений, в том числе с Военно-Промышленным Комитетом, велась очень интенсивно. За один только день — 31 декабря 1915 года директорами Товарищества Алексеем Ивановичем Ермаковым и Дмитрием Николаевичем Толоконниковым было подписано около десяти доверенностей и заявлений на получение денег по поставкам, со сроком действия на весь следующий год. Шерсть, очёски, сода поступали на Ивантеевскую фабрику для производства сукна для армии по поставкам Московского Окружного Интендантства. Мука, масло, крупы — для обеспечения продовольствием рабочих. Правлением конторы Лыжина делалась все, чтобы все железнодорожные перевозки, идущие с разных концов Российской империи на фабрику Тонкого сукна в Ивантеевке, доставлялись вовремя. Когда вагон муки для работников фабрики с марта по июль 1915 года задержался на станции Ртищево Рязанско-Уральской железной дороги, переписка дирекции Товарищества Владимира Лыжина с Саратовской губернией сложилась в детективную историю.
1915 год, февраль–март. Предыстория
Вагон ржаной муки для «продовольствия рабочих фабрики, все время изготавливающей заказы на военное ведомство» был закуплен в марте 1915 года у торгового дома «Кочнов и Михайлов» по февральскому разрешению Московского Порайонного Комитета. 12 марта мука был заявлена к погрузке в вагон на станции Ртищево Рязанско-Уральской ж/д (Саратовской губернии), для отправки на станцию Пушкино, Северной ж/д.
С этого дня и в последующие пять месяцев вагон ржаной муки был реквизирован трижды. От Уполномоченного Саратовской губернии по покупке хлеба для армии и начальника станции Ртищево на имя Товарищества письма о реквизиции муки на нужды армии поступали 4 апреля, 6 мая и 8 июня.
Заметим, что директора Товарищества во всех письмах в разные инстанции по освобождению и отправке муки для рабочих настаивают, что задержка вагона муки на ст. Ртищево поставила правление Ивантеевской фабрики в очень затруднительное положение «в деле снабжения продовольствием рабочих». Так как, рассчитывая на своевременное получение вагона, достаточных запасов ржаной муки не было сделано.
Настойчивость в прошениях по отправке груза проявляется в десятках ходатайств и прошений, написанных, продублированных и отправленных в Москву и Саратовскую губернию. Даже отчаявшись вернуть муку, Товарищество подписывает доверенность на возврат средств и соглашение с Русским Банком по внешней торговле с просьбой о контроле переписки и сопровождении документов по грузу.
Апрель. Ходатайства Товарищества и письмо от Римского-Корсакова
-
4 апреля правлением Ивантеевской фабрики было получено уведомление начальника станции Ртищево, что вагон муки реквизирован на нужды армии и отправлен по назначению в Ивантеевку не будет.
-
10 апреля Товарищество Владимира Лыжина отправило ходатайства в Московское Окружное Интендантство и Саратовскому губернатору с прошением об отмене реквизиции и разрешением об отправке муки за пределы губернии.
-
К ходатайствам было приложено удостоверение фабричного инспектора 3-го участка Московской губернии с указанием, что Товарищество — постоянный поставщик Московского Окружного Интендантства и мука нужна для рабочих фабрики.
-
22 апреля Саратовскому губернатору отправлена телеграмма с просьбой о решении, принятом по ходатайству.
-
26 апреля Московское Окружное Интендантство на ходатайство от 10 апреля сообщило, что запрещение вывоза не реквизированной муки отменено.
-
27 апреля Товариществом направлено письмо на имя уполномоченного по закупке хлеба для армии Саратовской губернии Уральской области с просьбой о содействии в отправке груза.
-
28 апреля поступила телеграмма от Управляющего Саратовской губернией Римского-Корсакова, что запрещение вывоза не реквизированной муки отменено.
Май. Как господин Грим (ус) Ивантеевке помог
-
3 мая Товарищество пишет члену Саратовского Порайонного комитета, господину Константину Николаевичу Грим (усу) письмо с просьбой о принятии мер к начальнику ст. Ртищево для скорейшей отправки муки.
-
6 мая Губернская Земская управа от имени Уполномоченного по покупке хлеба для армии Саратовской губернии пишет:
«На Ваше письмо от 26 апреля сообщаем о том, что за реквизированный вагон, причитающиеся за него деньги Вы можете получить из канцелярии Саратовского губернского правления по дубликату № 3965».
-
7 мая уже рассерженый многочисленными прошениями, в том числе на имя г-на Грим (уса), уполномоченный по покупке хлеба Саратовской губернии пишет:
«на Ваше заявление от 1 мая сообщаю, что вагон обдирной муки, хранящийся на ст. Ртищево, мною из обращения на нужды армии освобожден, к вывозу на станцию Пушкино на имя Вашей суконной фабрики с моей стороны препятствий не встречает».
Интересно, что в письме к представителю Саратовского Порайонного комитет к г-ну Гриму к его фамилии приписано окончание (ус). То есть помог Ивантеевке не Грим, а Гримус.
Июнь–июль. Последняя ревизия и помощь Банка внешней торговли
-
1 июня отправлена телеграмма в Товарищество со ст. Ртищево с текстом: «Груз на очереди», под подписью Ключарева.
-
2 июня направлено письмо от директора Товарищества Дмитрия Толоконникова Саратовскому Порайонному Комитету с просьбой «принять зависящие от Вас меры к побуждению господина начальника станции Ртищево для скорейшего отправления на ст. Пушкино» вагона муки для Ивантеевки.
-
8 июня получено письмо от Непременного члена Саратовского губернского присутствия по продовольственной части о том, что по дубликату 3965 реквизирована и направлена в армию, подпись Литвинов.
-
13 июня — дирекция Товарищества подписывает доверенность, заверенную нотариусом Яковом Андреевичем Калашниковым, с «Русским для внешней торговли Банком» на получение денег, причитающихся за реквизицию в дороге для нужд военного времени вагона муки рабочим.
-
17 июля «Русский для внешней торговли Банк» сообщает информацию Товариществу Владимира Лыжина, что при сопровождении отделением банка доверенности от 13 июня, мука от реквизиции полностью освобождена.
Продовольствие, отправленное в Ивантеевку в 1915 году
По документам, сохранившимся в Центральном госархиве за осень-зиму 1915 года известно, что 4 ноября на имя Товарищество были отправлены — один вагон подсолнечного масла и два вагона муки обдирной, 12 декабря получено разрешение от Московского Военнно-Промышленного Комитета для отправки двух вагонов овса и одного вагона муки с разных станций, из Москвы и Нижнего Новгорода.
Товары для производства, 1915 год
Товары для производства постоянному поставщику военного ведомства — Ивантеевской Тонкосуконной фабрике — по железной дороге отправлялись в срочном порядке, то есть вне очереди (по группам А, В, «Глагол» и т. д.). Так, 28 февраля 1915 года Комитета суконной промышленности сообщает об ускорении доставки из Архангельска 80 кип оческов, то есть сырья для переработки в аппаратной системе прядения.
-
27 ноября 1915 года отправлен один вагон рогожи со ст. Арапово Моск-Каз. ж/д.
-
22 ноября из Архангельска 700 пудов камвольного, то есть гребенного, (пропущенного через гребни) сырья для прядения.
-
5–6 декабря с Ярославской Сев ж/д (24) 1200 пудов, то есть трёх вагонов соды кальцированной.
-
Ходатайство Товарищества по телеграфу начальнику военных сообщений Кавказской армии о наряде на 38 вагонов по 3 вагона ежедневно для перевозки грязной шерсти со ст. Георгиевск на ст. Новая Бавария.
Кроме железнодорожного пути, грузы для Ивантеевской фабрики переправлялись путём водным, о чем свидетельствует циркулярное письмо генерал-майора Дурново, с просьбой о срочном сообщении в Управление Московского района «в каких размерах, направлениях и между какими конечными пунктами должна быть осуществлена перевозка по водным путям для Вашего предприятия с указанием сырья, дров, угля, материалов и готовых изделий».
Механизмы для фабрики, 1915 год
Во время Первой мировой войны не останавливалось обновление механического оборудования Ивантеевской суконной фабрики, так 22 июня 1915 года сюда поступили колки и барабаны для разработки искусственной шерсти, зубчатая проволока и несколько видов цепей. Одним из грузов в Ивантеевку прибыл ящик приспособлений для снятия цикловых буксов, состоящий из 13-ти деталей, в том числе спиральных свёрл, трещоток, поворотного ключа, фрезеров и т. д. Сохранилась накладная на двухцилиндровый двигатель в 160 лошадиных сил, состоящий из 23 деталей.[1]
ЦГАМ. ф. 339. оп. 1. д. 530. ↩