Ивантеевка сегодня. http://ivanteevka.today – 26.06.2018.
Ведомости вантеевской Спасской церкви за 1911-14 г.
Ведомости доходов, расходов и пожертвований для Спасской, ныне Смоленской церкви, в наиболее полном виде сохранились в архиве ЦГА за период с 1911 по 1914 год. Документы делятся на пять групп. В конце каждого года подводились итоги на страницах в двух колонках, доходы церковной ведомости в общей сумме совпадали с расходами. Из года в год практически в неизменном виде передавались средства по «билетам». Так именовалась часть средств, хранившаяся в ценных бумагах как запас неприкосновенный. Ведомости 1914 года о доходах и расходах причта[1] подписаны священником Виктором Горетовским[2].
Ведомости Спасского храма делятся на группы А, Б, В, Г, и Д. В документах по литером «А» говорится о расходах, доходах, остатках средств и капиталах храма, «Б» — о приходах церковных суммах и капиталах, «В» — о расходах денежных сумм и капиталах, «Г» — о приходах, расходах и остатков капиталов причта, «Д» — о пожертвованиях, поступивших на храм. Наиболее подробно заполнялась первая из них, в остальных прописывались поступления или траты без какой-либо расшифровки, исключительно цифрами. Ведомости «А», «Б» и «В» учитывали суммы в ценных бумагах.
В ведомостях группы «А» о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов по Спасской, села Вантеева церкви, Московского Уезда, Останкинского Благочиния поступали доходы церковных сумм:
- от продажи свечей и огарков (наибольшая сумма, к примеру, за 1911 год сумма составила более 1 000 рублей);
- кружечного и кошелекового сбора;
- пожертвований от ивантеевского промышленника Владимира Лыжина;
- от процентов в капиталы, то есть ежегодных расчётов процентов по вкладам ценных бумаг в банке.
В течение года приходили небольшие средства дохода в диапазоне до 90 копеек до 5 рублей:
- на распространение православия между язычниками;
- на содержание христианских церквей и школ на западе;
- в пользу церковно-приходских школ:
- в пользу православных паломников в Палестине;
- на восстановление православия на Кавказе;
- в пользу раненных и увечных воинов;
- в пользу вдов и сирот духовного звания (1911 год — 4 рубля).
В числе расходов значились:
- покупка свечей разного сорта, она тоже весьма значительна, в 1911 году — более 950 рублей:
- содержание и ремонт церкви и зданий (в среднем около 500 рублей);
- покупка вина, масла, ладана и просфор;
- для разных служебных надобностей;
- отчисляется процент взимаемого свечного налога (более 125 рублей)
Также от 7 до 100 рублей тратилось:
- на духовно-учебные заведения, епархиальные женские училища (1911 год — более 7 рублей);
- благотворительные учреждения (15 рублей);
- на аренду земли крестьянам села Пушкино (100 рублей).
Общие ведомости «А» подписывались священником, псаломщиком и церковным старостой. Остальные пять групп ведомостей велись для внутреннего пользования и занесения сумм в общую ведомость, в случае исправления в цифрах их мог подписать священнослужитель церкви.
За четыре года суммы доходов и расходов Спасского храма варьировались (в округлённом виде) от 2 266 рублей в 1911 году и до 2 339 рублей в 1914 году. Суммы максимально выросли в 1912 году, в 1913-м они уменьшились на девять рублей, составив соответственно 2 369 и 2 360 рублей.[3]
Причт — состав священнослужителей и церковнослужителей церковного прихода ↩
Священник Виктор Петрович Горетовский служил при Спасском храме Ивантеевки восемнадцать лет, с 1903 по 1921 годы. В 1921 году его арестовали сотрудники ВЧК, он увезён в Москву и расстрелян в Бутырской тюрьме. Священнослужитель был погребён возле храма. ↩
ЦГАМ. ф. 339. оп. 1. д. 600. ↩